Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

верещагин вас. анд

Гуманитарный словарь

ВЕРЕЩА́ГИН Вас. Анд. (1859-1931) - библиофил, коллекционер, "тип утонченного петербуржца" (А. Н. Бенуа) Серебряного века. Гофмейстер, действ. советник, пом. статс-секретарь Гос. совета. Инициатор многих худож. начинаний, создавших расцвет культуры той эпохи. Устроитель и пред. Кружка любителей рус. изящных изданий (1903-15), к-рый издавал изысканно иллюстрированные произв. рус. классиков, труды по библиографии и иск-ву гравюры; устраивал худож. выставки ("Рус. женщина в гравюре и литографии", "Рус. жизнь в эпоху Отечеств. войны", "Придворная жизнь за 300 лет", "Франц. и англ. гравюра 18 в."), ставшие событиями худож. жизни Серебряного века. Автор монографии "Рус. книжный знак", статей в "Рус. библиофиле". Часть коллекций передал Рус. музею. Умер в эмиграции.

Полезные сервисы

верещагин вас. вас

Гуманитарный словарь

ВЕРЕЩА́ГИН Вас. Вас. (1842-1904) - живописец-баталист. В 1860-63 занимался живописью в АХ, не окончив курс, уехал за границу. В 1867 участвовал в воен. действиях в Туркестане, создал серию туркестанских полотен. За отказ от звания проф. исключен из чл. АХ. Участвовал в Плевенской битве. В 1885-88 выставлял полотна палестинской серии на сюжеты Нового Завета, создал серию ист. полотен, посв. Отеч. войне 1812 г. В. погиб 31.03. (13.04) при взрыве броненосца "Петропавловск" у Порт-Артура во время рус.-япон. войны. В. создал особый жанр док.-этногр. живописи. Одним из первых баталистов отказался от романтич. изображения войны ("После атаки. Перевязочный пункт под Плевной", 1881). В. сделал центр. фигурой воен. действий простого солдата (триптих "На Шипке все спокойно", 1878-79, местонахождение неизв.). В картинах В. также звучит тема осуждения колониализма ("Апофеоз войны", 1871-72, "Подавление индийского восстания англичанами", ок. 1881). Демокр. направленность творчества В. сближает его с передвижниками. В. изв. как автор восп. и заметок о путешествиях. Свои эстетич. взгляды выразил в ст. "Реализм" (1890).

Лит.: Верещагин В. В. Воспоминания сына художника. Л., 1982.; Завадская Е. В. Василий Васильевич Верещагин. М., 1986; Лебедев А. К., Солодовников А. В. В. В. Верещагин. М., 1988.

В. В. Верещагин. Двери Тамерлана

В. В. Верещагин. Двери Тамерлана

Полезные сервисы

верещагин василий васильевич

Энциклопедический словарь

Вереща́гин Василий Васильевич (1842-1904), российский живописец. Был близок к передвижникам. В батальных картинах на темы войны в Туркестане (1871-74), на Балканах (конец 1870-х - начало 80-х гг.), Отечественной войны 1812 (1887-1904) с глубоким драматизмом запечатлел жестокие будни войны. Погиб во время русско-японской войны 1904-05 при взрыве броненосца «Петропавловск» в Порт-Артуре.

* * *

ВЕРЕЩАГИН Василий Васильевич - ВЕРЕЩА́ГИН Василий Васильевич (1842-1904), русский живописец. Был близок к передвижникам. В правдивых батальных картинах на темы войны в Туркестане (1871-74), Отечественной войны 1812 (1887-1904) показал народные массы как главную силу военных событий, с демократических позиций обличал завоевательные войны. Погиб при взрыве броненосца «Петропавловск» в Порт-Артуре.

* * *

ВЕРЕЩА́ГИН Василий Васильевич [14 (26) октября 1842, Череповец - 31 марта (13 апреля) 1904, Порт-Артур, ныне Люйшань], русский художник. Крупнейший мастер батального жанра (см. БАТАЛЬНЫЙ ЖАНР) в русской живописи 19 в.

Годы учения

Выходец из семьи помещика, в 1850-60 учился в петербургском Кадетском корпусе, окончив его в чине флотского гардемарина. Плавал в 1858-59 на фрегате «Камчатка» и других кораблях в Данию, Францию, Англию. Отказавшись от карьеры морского офицера, в 1860 поступил в петербургскую Академию художеств, но, неудовлетворенный консервативной системой преподавания, оставил ее в 1863. Приехав в Париж в 1864, пользуется советами Ж.-Л. Жерома, посещая его мастерскую в Школе изящных искусств. С большой симпатией относится к Товариществу передвижных художественных выставок (см. ТОВАРИЩЕСТВО ПЕРЕДВИЖНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВОК), участвуя в их экспозициях.

Путешествия

Неутомимый путешественник, Верещагин ездил по России, на Кавказ, в Крым, на Дунай, в Зап. Европу, дважды посетил Туркестан (1867-68, 1869-70); участвуя в колониальных походах русских войск, дважды был в Индии (1874-76, 1882). В 1877-78 участвовал в русско-турецкой войне на Балканах, в 1884 посетил Сирию и Палестину, в 1888-89 (а также 1902) США, в 1901 - Филиппины, в 1902 - Кубу, в 1903 - Японию. Путевые впечатления легли в основу бесчисленных этюдов и картин, которые слагались обычно у Верещагина в большие циклы.

«Туркестанская серия»

Пейзажам и жанровым картинам художника свойственна этнографическая точность наблюдений, романтический восторг перед многообразной красотой мироздания и быта населяющих его народов. Напротив, батальные композиции Верещагина выделяются своим жестким критическим реализмом, что отвечает общей тенденции изоискусства 2-й половины 19 в., которое все решительнее переходит от бравурных, классицистско-романтических «триумфов победителей» к натуралистически откровенным образам трагической «изнанки войны». Так, знаменитая «туркестанская серия» Верещагина (1869-73), будучи живописной летописью российского завоевания Средней Азии, не лишена пропагандистских имперских амбиций (тем более, что художник не прочь подчеркнуть доблесть русских и, напротив, «варварство» и «садистическую жестокость» противника); но в целом картины, сам их желтовато-коричневый колорит, впитавший в себя дыхание пустыни, пронизаны чувством безысходности и бренности. Известнейшее полотно серии, «Апофеоз войны» (1870-71, Третьяковская галерея), - с грудой черепов на фоне пустынных, безжизненных горизонтов, - снабжено красноречивой надписью на раме: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим».

«Индийская» и «балканская» серии

Вслед за путешествием по Индии Верещагин (в основном в 1876) создает «индийскую серию» - с красочными этнографическими мотивами, а также разоблачительными (в контексте российско-английского геополитического соперничества) сюжетами английской колониальной экспансии. В 1878-80 пишется «балканская серия», посвященная русско-турецкой войне. Симпатии к болгарскому народу, страдающему под игом Османской империи, не мешают художнику изображать поля сражений без всякого героико-патетического глянца, во всем их смертоносном ужасе. Особенно сильное впечатление на современников произвела картина «Побежденные. Панихида» (1878-79, там же), где под пасмурным небом расстилается целое поле трупов, присыпанных лишь тонким слоем земли.

«Наполеон в России»

Из последующих серий художника наибольшей популярностью пользовался цикл «Наполеон в России» (1899-1900), на темы Отечественной войны 1812 года, где, несмотря на высокое мастерство картинной режиссуры, верх все же берут бравурные эффекты своего рода «исторической оперы». В 1880-е гг. Верещагин не раз обращался к евангельским мотивам, трактуя и их с жестоким натурализмом, игнорирующим все привычные каноны (картины на тему Голгофы (см. ГОЛГОФА)).

Общественный резонанс

В 1870-90-е гг. выставки Верещагина в России и за ее пределами вызывают бурный общественный резонанс. На определенный период он становится самым популярным русским художником за рубежом, оказывая большое влияние на развитие международного пацифистского движения. В России о нем восторженно отзываются такие выдающиеся представители либеральной интеллигенции, как критик В. В. Стасов (см. СТАСОВ Владимир Васильевич) и писатель В. М. Гаршин (см. ГАРШИН Всеволод Михайлович) . Последний находит в его образах грозное пророчество, считая, что изображенные здесь ужасы «вспомянутся чрез много лет/ В день грозных бед!» («На первой выставке картин Верещагина», 1874).

Остро чувствуя своим темпераментом художника-публициста напряженный пульс времени, мастер вновь и вновь устремляется в горячие точки планеты и гибнет во время русско-японской войны, в Порт-Артуре, при взрыве броненосца «Петропавловск».

В Череповце существует дом-музей Верещагина.

Большой энциклопедический словарь

ВЕРЕЩАГИН Василий Васильевич (1842-1904) - российский живописец. Был близок к передвижникам. В правдивых батальных картинах на темы войны в Туркестане (1871-74), Отечественной войны 1812 (1887-1904) показал народные массы как главную силу военных событий, с демократических позиций обличал завоевательные войны. Погиб при взрыве броненосца "Петропавловск" в Порт-Артуре.ВЕРЕЩАГИН Василий Васильевич ВЕРЕЩАГИН Глеб Юрьевич (1889-1944) - российский гидробиолог, озеровед. Основные труды по ледовому режиму, динамике и морфологии берегов, гидробиологии Байкала. Автор теории морского происхождения байкальской фауны и флоры.

Полезные сервисы